Вопросы к государственному экзамену по направлению

080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации»)

 

Маркетинг

1. Этапы развития маркетинга. Цели и функции маркетинга.

2. Понятие рыночного сегмента. Необходимость и принципы сегментирования.

3. Основные направления маркетинговых исследований.

4. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах ЖЦТ.

5. Организационные структуры управления маркетингом, их виды и характеристики.

6. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

7. Стратегии ценообразования в маркетинге.

8. Прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал.

9. Конкурентоспособность товара и ее оценка.

10. Характеристика методов стимулирования сбыта.

11. Связи с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций.


 

Менеджмент

1. Роль менеджера в организации, функции управления.

2. Требования, предъявляемые к менеджерам.

3. Уровни управления в организации, иерархия.

4. Подходы к управлению.

5. Среда прямого и косвенного воздействия на организацию.

6. Цель: характеристика и виды.

7. Структура: виды, положительные и отрицательные стороны.

8. Эффективный процесс коммуникаций.

9. Эффективный процесс принятия решений.

10. Факторы, влияющие на принятие решения.

11. Модели и методы принятия решения.

12. Процесс контроля.

13. Лидерство и власть: формы, подходы.

14. Система управления персоналом.

15. Теории мотивации.

16. Известные имена научных деятелей  и их заслуги в области менеджмента.


 

Стратегический менеджмент

1. Стратегия, тактика, миссия, виденье.

2. Методики анализа внутренней среды организации.

3. PEST-анализ.

4. SWOT- анализ.

5. Матрицы угроз и возможностей.

6. АВС-анализ.

7. Потребители и поставщики – исследование непосредственного окружения.

8. 5 сил Портера.

9. БКГ-анализ.

10. Продуктово-маркетинговая стратегия.

11. Виды стратегии по Портеру.

12. Виды эталонных стратегий.

13. Изменения в организации: осуществление процесса изменений, сопротивление переменам.

14. Стратегический контроллинг и стратегическая рефлексия.


 

Экономическая теория

1. Принципы, типы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса.

2. Базовые экономические понятия: потребности, экономические интересы, ресурсы, факторы производства. Кривая производственных возможностей.

3. Рынок труда. Формы заработной платы. Доходы населения и источники их формирования. Кривая Лоренца.

4. Основные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт и его расчет. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный получаемый и личный располагаемый доход.

5. Безработица и ее формы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.

6. Налоги и их функция. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

7. Цикличность экономического развития. Деловой цикл и его фазы. Виды и теории экономических циклов.

8. Спрос и предложение. Факторы, влияющие на них. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периодах.

9. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.


 

Экономика предприятия

1. Основные средства предприятия: структура, классификация, показатели эффективности использования.

2. Издержки производства, группировка затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям затрат.

3. Состав трудовых ресурсов на предприятии. Нормирование труда.

4. Оборотные средства предприятия: структура, классификация, показатели эффективности использования. Кругооборот оборотных средств.

5. Производительность труда. Основные факторы повышения производительности труда на предприятии.

6. Заработная плата. Основные формы и системы оплаты труда.

7. Основные показатели эффективности деятельности предприятия.

8. Планирование на предприятии: определение, классификация, методы планирования.

9. Производственная программа и производственная мощность предприятия.


 

Логистика

1. Цели, задачи и значение логистики. Факторы, предопределяющие развитие логистики.

2. Взаимосвязь логистической стратегии с общей стратегией предприятия.

3. Логистические операции и логистические системы.

4. Связь информационной логистика и менеджмента потока работ.

5. Задачи и функции закупочной логистики и их роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия.

6. Роль и место логистики производственных процессов в логистической системе.

7. Характеристика организации материальных потоков в производстве как составляющей логистической деятельности.

8. Система управления запасами  материальных ресурсов.

9. Основные задачи  и функции транспортной логистики. Основные особенности решения задач развозки по радикальному и кольцевому маршруту.

10. Подходы к взаимодействию логистики и маркетинга.

11. Понятие логистического сервиса. Критерии оценки качества услуг логистического сервиса.


 

Управление человеческими ресурсами

1. Этапы управления человеческими ресурсами

2. Планирование человеческих ресурсов

3. Подбор, отбор и найм  персонала

4. Ориентация, оценка и обучение персонала

5. Системы оплаты и стимулирование персонала

6. Эффективность управления человеческими ресурсами. Аудит человеческих ресурсов


 

Управленческое консультирование

1. Профессиональные консультанты. Причины и основания для обращения к консультантам.

2. Выбор консультационной фирмы (консультанта). Поиск консультационной фирмы (консультанта).

3. Принципы организации отношений между клиентом и консультантом.

4. Процесс консультирования организация выполнения работ.

5. Контроль за ходом реализации консультационного проекта.

6. Качество консультационных услуг.

7. Результативность и эффективность консультирования.


 

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

 

1. Методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

2. Понятие резервов предприятия, их классификация. Расчет величины резервов предприятия.

3. Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Их классификация.

4. Основные показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.

5. Показатели оценки финансовой устойчивости предприятия.

6. Прибыль предприятия: понятие, классификация, порядок формирования и распределения.

7. Показатели рентабельности деятельности предприятия.

8. Показатели деловой активности предприятия.


 

 

Методы принятия управленческих решений

 

1. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении.

2. Анализ альтернатив действия при принятии управленческих решений.

3. Методы анализа управленческих решений.

4. Сущность и виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.

5. Качество управленческих решений.

6. Эффективность управленческих решений.


 

 

Инвестиционный анализ

1. Понятие и классификация инвестиций.

2. Структура, содержание и методы инвестиционного анализа.

3. Законодательная база инвестиционного анализа.

4. Анализ денежных потоков инвестиционного проекта.

5. Методы анализа эффективности инвестиций.

6. Анализ долгосрочных инвестиций в условиях инфляции.

7. Анализ рисков инвестиционного проекта.