Вопросы к государственному экзамену по направлению
080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации»)
Маркетинг
1. Этапы развития маркетинга. Цели и функции маркетинга.
2. Понятие рыночного сегмента. Необходимость и принципы сегментирования.
3. Основные направления маркетинговых исследований.
4. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах ЖЦТ.
5. Организационные структуры управления маркетингом, их виды и характеристики.
6. Комплекс маркетинговых коммуникаций.
7. Стратегии ценообразования в маркетинге.
8. Прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал.
9. Конкурентоспособность товара и ее оценка.
10. Характеристика методов стимулирования сбыта.
11. Связи с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций.
Менеджмент
1. Роль менеджера в организации, функции управления.
2. Требования, предъявляемые к менеджерам.
3. Уровни управления в организации, иерархия.
4. Подходы к управлению.
5. Среда прямого и косвенного воздействия на организацию.
6. Цель: характеристика и виды.
7. Структура: виды, положительные и отрицательные стороны.
8. Эффективный процесс коммуникаций.
9. Эффективный процесс принятия решений.
10. Факторы, влияющие на принятие решения.
11. Модели и методы принятия решения.
12. Процесс контроля.
13. Лидерство и власть: формы, подходы.
14. Система управления персоналом.
15. Теории мотивации.
16. Известные имена научных деятелей и их заслуги в области менеджмента.
Стратегический менеджмент
1. Стратегия, тактика, миссия, виденье.
2. Методики анализа внутренней среды организации.
3. PEST-анализ.
4. SWOT- анализ.
5. Матрицы угроз и возможностей.
6. АВС-анализ.
7. Потребители и поставщики – исследование непосредственного окружения.
8. 5 сил Портера.
9. БКГ-анализ.
10. Продуктово-маркетинговая стратегия.
11. Виды стратегии по Портеру.
12. Виды эталонных стратегий.
13. Изменения в организации: осуществление процесса изменений, сопротивление переменам.
14. Стратегический контроллинг и стратегическая рефлексия.
1. Принципы, типы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса.
2. Базовые экономические понятия: потребности, экономические интересы, ресурсы, факторы производства. Кривая производственных возможностей.
3. Рынок труда. Формы заработной платы. Доходы населения и источники их формирования. Кривая Лоренца.
4. Основные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт и его расчет. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.
Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный получаемый и личный располагаемый доход.
5. Безработица и ее формы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
6. Налоги и их функция. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
7. Цикличность экономического развития. Деловой цикл и его фазы. Виды и теории экономических циклов.
8. Спрос и предложение. Факторы, влияющие на них. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периодах.
9. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
1. Основные средства предприятия: структура, классификация, показатели эффективности использования.
2. Издержки производства, группировка затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям затрат.
3. Состав трудовых ресурсов на предприятии. Нормирование труда.
4. Оборотные средства предприятия: структура, классификация, показатели эффективности использования. Кругооборот оборотных средств.
5. Производительность труда. Основные факторы повышения производительности труда на предприятии.
6. Заработная плата. Основные формы и системы оплаты труда.
7. Основные показатели эффективности деятельности предприятия.
8. Планирование на предприятии: определение, классификация, методы планирования.
9. Производственная программа и производственная мощность предприятия.
Логистика
1. Цели, задачи и значение логистики. Факторы, предопределяющие развитие логистики.
2. Взаимосвязь логистической стратегии с общей стратегией предприятия.
3. Логистические операции и логистические системы.
4. Связь информационной логистика и менеджмента потока работ.
5. Задачи и функции закупочной логистики и их роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия.
6. Роль и место логистики производственных процессов в логистической системе.
7. Характеристика организации материальных потоков в производстве как составляющей логистической деятельности.
8. Система управления запасами материальных ресурсов.
9. Основные задачи и функции транспортной логистики. Основные особенности решения задач развозки по радикальному и кольцевому маршруту.
10. Подходы к взаимодействию логистики и маркетинга.
11. Понятие логистического сервиса. Критерии оценки качества услуг логистического сервиса.
Управление человеческими ресурсами
1. Этапы управления человеческими ресурсами
2. Планирование человеческих ресурсов
3. Подбор, отбор и найм персонала
4. Ориентация, оценка и обучение персонала
5. Системы оплаты и стимулирование персонала
6. Эффективность управления человеческими ресурсами. Аудит человеческих ресурсов
Управленческое консультирование
1. Профессиональные консультанты. Причины и основания для обращения к консультантам.
2. Выбор консультационной фирмы (консультанта). Поиск консультационной фирмы (консультанта).
3. Принципы организации отношений между клиентом и консультантом.
4. Процесс консультирования организация выполнения работ.
5. Контроль за ходом реализации консультационного проекта.
6. Качество консультационных услуг.
7. Результативность и эффективность консультирования.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия
1. Методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.
2. Понятие резервов предприятия, их классификация. Расчет величины резервов предприятия.
3. Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Их классификация.
4. Основные показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.
5. Показатели оценки финансовой устойчивости предприятия.
6. Прибыль предприятия: понятие, классификация, порядок формирования и распределения.
7. Показатели рентабельности деятельности предприятия.
8. Показатели деловой активности предприятия.
Методы принятия управленческих решений
1. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении.
2. Анализ альтернатив действия при принятии управленческих решений.
3. Методы анализа управленческих решений.
4. Сущность и виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.
5. Качество управленческих решений.
6. Эффективность управленческих решений.
Инвестиционный анализ
1. Понятие и классификация инвестиций.
2. Структура, содержание и методы инвестиционного анализа.
3. Законодательная база инвестиционного анализа.
4. Анализ денежных потоков инвестиционного проекта.
5. Методы анализа эффективности инвестиций.
6. Анализ долгосрочных инвестиций в условиях инфляции.
7. Анализ рисков инвестиционного проекта.